Невзирая на огромные просторы России – бескрайние поля, сады и пастбища – только четверть из них, согласно Постановлению Российского правительства от 26 января 2017 года, абсолютно подходит для ведения сельского хозяйства. Но не пугайтесь, сторонники натуральной и здоровой пищи: причина кроется не в экологической ситуации. По-прежнему сельхозпродукция Алтая, Калмыкии, Воронежской, Астраханской и Вологодской областей, а также еще более 20 территорий страны остается экологически чистой и безопасной.
Однако пересмотреть государственный подход к статусу земель, включенных в аграрную и животноводческую деятельность, все же необходимо.
Критерии, которые легли в основу оценки земельной «профпригодности» достаточно объективные: конечно, это – качество почв (далеко не вся земля России плодородна и легка в обработке). Географическое положение и природные условия – высокая вероятность засух или переувлажнения. Высота над уровнем моря или крутизна уклона (как правило, охватывает горные местности). И, наконец, слабый уровень социально-экономической ситуации региона: высокая безработица, нехватка населения, готового работать в сельскохозяйственной отрасли.
Вступление России в ВТО сопровождалось рядом ограничений, в частности, на поддержку местных производителей. Такая классификация земель сохраняет возможность сельских тружеников получать помощь от государства. С 2014 года она приобрела форму компенсации, на которую имеют право те сельскохозяйственные производители, которые работают на территориях, непригодных для ведения сельского хозяйства.
Обновление списка сельхоз-«неугодий» должно происходить примерно раз в три года.